Младший школьный возраст - готовность к школе
|
Поступление в первый класс – переломный момент в жизни
ребенка. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. И
это понятно: согласно реформе общеобразовательной и профессиональной школы
учениками первых классов становятся теперь шестилетние дети. Как сложится их
новая жизнь, во многом зависит от того, насколько подготовились они к этому
этапу за предшествующий период.
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу
физически крепким, здоровым. Особого внимания в подготовительный период к
школе требует здоровье детей, их закаливание, укрепление нервной системы,
формирование правильной осанки и т. д. Ведь нередко именно по состоянию
здоровья некоторые дети отстают в учении. Важно к моменту поступления в школу
развить у ребенка ловкость, гибкость, силу, выносливость. Специальные
исследования дают основание рассматривать выносливость как узловую
характеристику физического развития. Это качество теснейшим образом связано с
работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной
деятельности.
Однако для детской психологии первостепенное значение имеет формирование психологической готовности, развитие у детей психических процессов и свойств личности, вооружение знаниями и умениями,- необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности. Содержание психологической готовности определяется той системой требований, которые предъявляет к детям школа. Эти требования отличаются от тех, к которым они привыкли в детском саду. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он стал занимать в обществе с поступлением в школу, а также со спецификой учебной деятельности. От первоклассника требуется значительно больше самостоятельности и организованности, умения управлять своим поведением. |
|
При
переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредствованные формы
регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы,
социально выработанные способы действий. Психологическая готовность к школе
включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия.
Изменяются с поступлением в школу и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по-другому – как к человеку, у которого есть своя "работа", обязанности и права. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.
Центром, главным содержанием жизни первоклассника становится его учебная деятельность, поэтому так остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям во многом зависит от того, как последние учатся. Как справедливо отмечает Л.И. Божович, вопросы школьного обучения – это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания. Эта особенность еще более обязывает обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.
Изменяются с поступлением в школу и отношения с окружающими. Учитель обращается к ученику, как правило, строже, чем воспитательница, и дома к нему уже относятся по-другому – как к человеку, у которого есть своя "работа", обязанности и права. В классе много незнакомых ребят, с которыми он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать со взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.
Центром, главным содержанием жизни первоклассника становится его учебная деятельность, поэтому так остро, аффективно переживают дети свои успехи или неудачи в учебе. Отношение окружающих к детям во многом зависит от того, как последние учатся. Как справедливо отмечает Л.И. Божович, вопросы школьного обучения – это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания. Эта особенность еще более обязывает обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.
Готовность к школе включает в себя: интеллектуальную готовность, личностную
готовность, социально-психологическую готовность и эмоционально-волевую
готовность.
Литература:
Битянова
М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.:
Педагогический поиск, 1997. – С. 15.
Резепина
Е.А. Готовность к обучению в школе. // Психолог в детском саду. – 2005. – № 2.
– С. 41- 52.
Битянова
М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.:
Педагогический поиск, 1997. – С. 15.
Коломинский
Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии.
– СПб.: Питер, 2004. – С. 303..
Вьюнова
Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в
школе. – М.: Академический проект, 2003. – С.47.
Комментариев нет:
Отправить комментарий