Возрастные особенности десятиклассников
Поступление
в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе.
В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в
отношениях со сверстниками и с родителями.
Тяжело в ученьe...
Как правило, старшеклассники попадают в новый
коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы
(гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом
случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей.
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым
условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители
увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и
оказали ему психологическую поддержку.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно
вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или
выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только
самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).
В десятом классе происходит резкая смена критериев
оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после
девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал
усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что
учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или
даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» - неуспевающим.
Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по
настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной
программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной»
школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем
он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к
изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или,
наоборот, злобным и агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребенок стал более
раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему
справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с
какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются.
Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги
оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за
сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично»,
а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Возраст любви и... Отдыха от трудов
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко
выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным
одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных
экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима
передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью
проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность - можно, не желая того,
позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий
тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно
погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они
пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят»
ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио!
Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы
и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону!.. » и т.д. и т.п.
Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают
своих детей, - ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего
ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в
профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают
свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же
не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок
«наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.
Свои представления о том, как правильно строить жизнь,
родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи
подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их
собственных родителей).
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так
называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте.
Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка,
- сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные
отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку
необходимо знать, чем живут его сверстники.
Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.
Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в
десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий.
Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем
раньше, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются
за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда
быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и
аргументированным.
Начинать действовать
В десятом классе школьник должен окончательно
определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято
положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует
предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг - выбрать конкретное учебное заведение, в
котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты»,
т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и
экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты
этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
Если есть такая возможность, то именно в десятом
классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного
заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все
интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника
очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит
сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько
на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него
стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке.
В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День
открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например
добавляются новые экзамены.
Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.
Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.
Родители могут помочь школьнику познакомиться с
содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти
кружок, клуб (в идеальном варианте - организованный при вузе, в котором можно
получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или
иного дела.
Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.
Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.
Рекомендации
психолога старшеклассникам
по подготовке к экзаменам
Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много.
Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…
Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.
Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?
Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.
Режим дня
В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.
Желательно заставить себя просыпаться пораньше.
Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.
В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.
Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин.) и желательно наполнить их физической нагрузкой.
Питание
Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.
Лучшему запоминанию способствует морковь.
От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.
Орехи – для выносливости.
Клубника и бананы помогут снять стресс.
Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.
Улучшает кровоснабжение мозга черника.
Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.
А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.
Запоминание и усвоение материала
Первый просмотр материала.
Повторение наиболее существенных фактов.
Выявление основных идей и их взаимосвязей.
Составление плана:
1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.
2. Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.
3. Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.
4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.
5. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.
6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.
Внимание
Очень часто бывает так, что во время изучения какого-то предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, чтобы сконцентрировать внимание, сделать так, чтобы не отвлекаться. Можно посоветовать следующее.
Во-первых, подготовить специально отведенное для учебы место. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание (например, фотографии).
Во-вторых, поза должны быть "собранная", а не "развалившаяся". Сидеть лучше не в мягком кресле, а на твердом стуле.
В-третьих, можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые могут вас отвлечь. Для лучшего УСВОЕНИЯ материала необходим активный подход к делу. При изучении предмета, при чтении книги подчеркивайте важные места, выписывайте их, конспектируйте. Многие из вас, наверное, при изучении (обычно — иностранного языка) используют карточки со словами. Очень полезный метод. Его можно использовать и для всех прочих предметов, записывая, например, правила русского языка, физические законы, математические формулы и т.д. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.
На экзамене
Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.
На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.
Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.
Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.
Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.
Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.
Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.
Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.
А если провалился?
Запомните: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.
Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.
Помните – не ошибается тот, кто ничего не делает!
А вообще, вы сдадите экзамены, потому что:
– не паникуете и не пьёте валерьянку вёдрами;
– улыбаетесь и настроены на позитив;
– готовились долго и усердно;
– высыпаетесь и все помните;
- уверены в
себе и своих знаниях;
– и все эти советы вам практически не нужны!
– и все эти советы вам практически не нужны!
Успехов
Вам и удачи на экзаменах!
Комментариев нет:
Отправить комментарий