Старший школьный возраст




Возрастные особенности десятиклассников
Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.
Тяжело в ученьe...
Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» - неуспевающим.
Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Возраст любви и... Отдыха от трудов
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема - ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.  Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность - можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону!.. » и т.д. и т.п.
Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, - ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.
Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, - сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Начинать действовать
В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг - выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке.
В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например добавляются новые экзамены.
Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.
Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте - организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела.
Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.




Рекомендации психолога старшеклассникам
 по подготовке к экзаменам


Сколько экзаменов каждому человеку приходится сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать. Много. Или очень много.

Первое собеседование при поступлении в первый класс, первое прослушивание в музыкальной школе, первая олимпиада в школе, соревнование – это ли не серьезное испытание? Постоянные контрольные работы, зачеты, публичные выступления – экзамены, экзамены, экзамены… Маленькие и большие стрессы…

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены в школе и практически сразу же вступительные в ВУЗ. Сложным является этот период жизни для молодых людей еще и потому, что они совершают ответственный шаг – определяют свое дальнейшее будущее, свою судьбу.

Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

Уместно вспомнить, что тревожность – естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Часто тревожность является полезной. Если человек начал волноваться, – это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают на экзамене. Простейший пример: накануне экзамена сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становится четким и понятным. Однако здесь важен один нюанс: в пустой голове ничего не всплывет и не родится. К любому экзамену – необходимо готовиться – и чем серьезнее будет подготовка, тем меньше будет тревожность.
Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности.
Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени.

Желательно заставить себя просыпаться пораньше.

Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов.

В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга.

Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин.) и желательно наполнить их физической нагрузкой.
Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

Лучшему запоминанию способствует морковь.

От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук.

Орехи – для выносливости.

Клубника и бананы помогут снять стресс.

Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба.

Улучшает кровоснабжение мозга черника.

Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.

А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку.
Запоминание и усвоение материала

Первый просмотр материала.

Повторение наиболее существенных фактов.
Выявление основных идей и их взаимосвязей.

Составление плана:

1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. На каждый вопрос составляйте краткий конспект или план. Дело в том, что краткую запись ваша память «сфотографирует», на экзамене вы ее обязательно вспомните, а по плану и остальное легко вспомнится.

2. Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто пересказывайте, можно кому-нибудь, можно записать на магнитофон и прослушать. Заодно и поймете, какое впечатление ваш ответ произведет на преподавателя.

3. Не думайте «Я все равно провалюсь». Такие мысли не зря называют саморазрушающими. Они не только мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и сумятицу в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же, как ни странно, не позволяют вам ничего делать или делать все спустя рукава (а зачем, если все равно ничего не выйдет?). Поэтому сосредоточьтесь на конкретных задачах – продумайте программу подготовки на каждый день и настраивайтесь на успех.

4. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов.

5. Перед экзаменом обязательно мысленно проиграйте ситуацию экзамена, представьте все во всех деталях и сконцентрируйтесь на лучшей форме поведения, а на собственные страхи постарайтесь не обращать внимание.

6. Для лучшего запоминания выявите свой ведущий тип памяти:
при хорошей зрительной памяти используйте рисунки и схемы;
при слуховой – читайте вслух, слушайте текст, записанный на магнитофон и т.д.
Внимание

Очень часто бывает так, что во время изучения какого-то предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, чтобы сконцентрировать внимание, сделать так, чтобы не отвлекаться. Можно посоветовать следующее.

Во-первых, подготовить специально отведенное для учебы место. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь внимание (например, фотографии).

Во-вторых, поза должны быть "собранная", а не "развалившаяся". Сидеть лучше не в мягком кресле, а на твердом стуле.

В-третьих, можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые могут вас отвлечь. Для лучшего УСВОЕНИЯ материала необходим активный подход к делу. При изучении предмета, при чтении книги подчеркивайте важные места, выписывайте их, конспектируйте. Многие из вас, наверное, при изучении (обычно — иностранного языка) используют карточки со словами. Очень полезный метод. Его можно использовать и для всех прочих предметов, записывая, например, правила русского языка, физические законы, математические формулы и т.д. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.
На экзамене

Первый шаг – психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать ее привычной.

На экзамен приходите вовремя, за 10 минут до начала. Раньше не нужно, чтобы не нервничать, позже тоже – по той же причине. Паника среди сдающих экзамен заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед экзаменом идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о требованиях экзаменатора.

Взяв билет, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен», медленно повторите их 5-6 раз.

Подготовку к ответу начните с того вопроса, который помните лучше всех, попутно на полях записывая то, что у вас «всплывает» по другим вопросам.

Не пишите подробный текст ответа. Гораздо лучше, составив план ответа, продумать, что вы будете рассказывать. Так как чтение вашего ответа с листа производит неблагоприятное впечатление на экзаменатора.

Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя.

Отвечая материал, смотри на экзаменатора и представляй, что ты рассказываешь доброжелательному и спокойному человеку.

Отвечайте с интересом и энтузиазмом. Если вам неинтересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука – тоже.

А если провалился?

Запомните: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать.

Но признание ошибки – не есть убеждение в собственной несостоятельности, просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху.

Помните – не ошибается тот, кто ничего не делает!

А вообще, вы сдадите экзамены, потому что:

– не паникуете и не пьёте валерьянку вёдрами;

– улыбаетесь и настроены на позитив;

– готовились долго и усердно;

– высыпаетесь и все помните;
- уверены в себе и своих знаниях;

– и все эти советы вам практически не нужны!

Успехов Вам и удачи на экзаменах!

Комментариев нет:

Отправить комментарий