Психологические особенности
переходного периода из начальной школы в 5-й класс
Общая характеристика возраста
(младший подросток)
Подростковый возраст - этап находящийся между детством
и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Характеризуется рядом специфических черт, таких как:
-Появление
чувства взрослости.
-Ведущее
личностное новообразование – становление нового уровня самосознания. «Я –
концепция» (образ себя)
-Стремление
утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность,
потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно
происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность
в постоянной поддержке и принятии.
-Время
перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями,
к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
Особенности поведения младшего подростка:
Симптомы, которые являются нормой для развития:
•Проявление
симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;
•Относительно
большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;
•Симптомы кризиса
наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;
•Поведение и
эмоций относительно легко поддаются коррекции;
• Адаптационный
период в 5 классе
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое
здание и разные кабинеты
-Новый
классный руководитель и учителя – предметники
-Разные
требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой
поток информации
-Чувство
одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
-Новый
коллектив сверстников
-Новые
правила и нормы поведения
Успешно
адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют
достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеет
работать самостоятельно;
•Умеет
планировать свои действия;
•Умеет
контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеет
строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны
выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не
делает трагедии из школьной оценки;
Основные
задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование
представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
•Формирование
умения учиться в новых условиях;
•Развитие
учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование
умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие
уверенности в себе;
•Развитие
навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими,
правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие
ответственности и самостоятельности.
•Развитие
умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
•Развитие
эмпатии.
•Адаптационный
период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых,
ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных
впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка
(в первое время):
•Возрастает
тревожность;
•Снижается
работоспособность;
•Повышается
робость или напортив «развязность»;
•Проявление
неорганизованности и забывчивости;
•Заболевания
носят психосоматический характер;
•Появляется
чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям
или ожиданиям родителей;
Причины трудностей в учении:
•Недостатки
учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и
других познавательных процессов;
–значительные
пробелы в знаниях;
–несформированность
общеучебных и специальных учебных умений
и навыков.
•Преимущественно
эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком
длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:
–эмоциональную
усталость;
–раздражительность;
–капризность;
–скандалы и
плачь и т.д.
Причины
трудностей в учении:
•Несформированность
необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого
речевого развития, недостатки внимания и памяти:
•Формализм в
усвоении знаний
Причины
трудностей в учении:
•Неуспеваемость
так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения
успеха и мотив избегания неудач);
•Слабая
произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить
себя постоянно заниматься.
Причины и следствие неполной адаптации
Причины:
•Продолжительная
неуспеваемость или её снижение,
•невозможность
соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,
•проблемы в
сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,
•неудовлетворённость
потребностей и желаний и т.д.
Следствие (нарушения в личностной и функциональной
сферах):
•Низкая или
напротив защитно-высокая самооценка;
•Прямая или
косвенная оборонительно – защитная агрессия;
•Чувство
беспомощности и обиды;
•Формируется
мотив избегания неудач;
•Расстроенность
нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);
•Повышенная
возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;
•Формирование
чувства неполноценности.
•Проявление
асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия,
импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или
полное их игнорирование и т.д.)
Рекомендации родителям в период адаптации к
5 классу.
•Следить за
здоровьем!
•Проявлять
искренний интерес к школьным делам ребёнка.
•Неформальное
общение в доброжелательной обстановке.
•Не
требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.
•Не
наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.
•Не
сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и
сверстников.
•Не
применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных
эмоций и чувства удовольствия.
•Учитывать
особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.
•Учить
самостоятельности и самоконтролю постепенно.
•Поддерживать
своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.
•Проявляйте
терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки,
а просто так!
ОтветитьУдалитьДякую за корисну інформацію! Для гарних стосунків з власними дітьми рекомендую індивідуально попрацювати з психологом, сервіс для пошуку психолога https://psyroom.online допоможе в цьому